Правительство Российской Федерации одобрило обновленную Cтратегию развития лесной отрасли до 2030 года

01.02.2021

Чтобы обеспечить эффективный контроль за лесопользованием и справедливый доступ к сырьевой базе, стратегия предполагает поэтапную централизацию полномочий по предоставлению лесных участков. Правила предоставления лесных участков пересмотрят, а заодно пройдет ревизия ранее заключенных договоров аренды на предмет выполнения требований лесного законодательства. Подробнее: “Стратегия лесного комплекса до 2030 года повысит лесистость страны на 3%” . Автор: Владимир Кузьмин. Статья опубликована на сайте "Российской газеты" 25.01.2021. 

На законодательном уровне Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года была спроектирована и согласована еще в 2017 и 2018 гг. соответственно. Эксперты считают, что утверждённая Д.А. Медведевым в сентябре 2018 года Стратегия развития лесного комплекса во многом не соответствует существующим реалиям. Подробнее: "Анализ Стратегии развития лесного комплекса РФ до 2030 года: текущее положение дел и перспективы" (опубликовано на сайте журнала "Лесной комплекс" 06.10.2020).

Инициатива о внесении изменения в действующую Стратегию развития была принята по решению Председателя Правительства России Михаила Мишустина. Проект распоряжения Правительства РФ об утверждении обновленной Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года был принят к рассмотрению в июле 2020 года на заседании Совета Федерации. 28 января 2021 года на сайте Минприроды России появилось сообщение об утверждении Стратегии развития лесного комплекса России до 2030 год,  которая разработана по поручению Президента РФ, Правительства России  в рамках плана по декриминализации отрасли и впервые объединяет экономическую и экологическую составляющие лесного комплекса. Документ будет утверждён правительственным распоряжением. Далее, в течение шести месяцев, будет разработан и представлен план по реализации Стратегии. Этот план будет включать финансовую разбивку, графики выполнения, региональную привязку. Одновременно будут подготовлены научные обоснования увеличения численности работников по годам. Скачать: обновленная "Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года".

Сообщение и видео на сайте 1-го телеканала "Президент объявил о реформе лесной отрасли и потребовал внедрить кардинально новые подходы в борьбе с незаконной вырубкой (30.09.2020)" ( опубликовано 01 февраля 2021)

К истории вопроса…

Когда мы говорим об одном из главных преимуществ, которым обладает Россия и которое обеспечивает ей исключительные возможности для опережающего развития, прежде всего мы имеем в виду лесные ресурсы. По данным https://lektsii.org/3-40607.html, Российская Федерация обладает 22% мировой лесопокрытой площади (лесной фонд России занимает 69% суши — это 763,5 млн га суши покрыто лесами) и 23% расчетного мирового запаса древесины. Леса определяют глобальную составляющую мировой экологической безопасности. Ученые склоняются к пониманию ведущей роли лесов как основного инструмента влияния на смягчение процессов глобального потепления и климатических сдвигов. Лес является бесценным воспроизводимым природным ресурсом и характер его использования напрямую влияет на темпы экономического роста государства и роста благосостояния населения. 

Развитие правового регулирования области сохранности лесных ресурсов, их использования и восстановления имеет в нашей стране длинную историю. Важнейшим этапом  в развитии лесного законодательства стало принятие в 1977 г. Основ лесного законодательства Союза ССР и 8 августа 1978 г. в соответствии с ними — Лесного кодекса РСФСР, введенного в действие с 1 января 1979 г. Основы лесного законодательства Союза ССР объявляли леса всенародным достоянием. Из этого следовало, что субъектом присвоения природных богатств выступал весь народ, а не отдельные граждане или организации. Концептуально леса рассматривались как естественное богатство, данное самой природой, поэтому они не имели стоимости. Поэтому леса в СССР полностью изъяты из гражданского оборота и неотчуждаемы, они не могли быть предметом купли-продажи, дарения, завещания и других гражданско-правовых сделок, их нельзя было передать в собственность государственной, колхозно-кооперативной и общественной организации или отдельных граждан. Из этого положения следовал в советское время принцип бесплатности землепользования и пользования другими природными богатствами в СССР, а также то, что в отношении земли, лесов и других природных ресурсов не была установлена денежная оценка. 

В постсоветский период были приняты Основы лесного законодательства (6 марта 1993 года), обусловившие определенное  развитие рыночных элементов регулирования лесных отношений. В документе декларировалось, что владение, пользование, распоряжение лесным фондом осуществляются как в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, так и в интересах всех народов Российской Федерации, предусматривалось, что лесной фонд находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,  тем самым отменялся централизованный порядок распределения лесосечного фонда, а функции управления лесами были отделены от лесопромышленной деятельности. В результате ослабления централизованного руководства, наряду с введением нормы применения договора аренды для одного из вариантов пользования лесом, когда участки лесного фонда предоставлялись в пользование на основании прямых переговоров, лесных торгов или конкурсов, открылись большие возможности для бесконтрольной и хищнической деятельности в лесной отрасли. С целью урегулирования недостатков правового характера и возникших перекосов в сфере лесопользования в 1997 году был принят кодекс межотраслевого характера — Лесной кодекс РФ от 29.01.1997 № 22-ФЗ, закрепивший лесной фонд в федеральной собственности. Поскольку вопрос о форме собственности на леса, произрастающие на землях городских и сельских поселений, не был решен в законодательстве, тем самым устанавливались исключительная федеральная собственность на леса и разрешительная система лесопользования. Просуществовав около десяти лет, Лесной кодекс РФ 1997 года перестал отвечать задачам развития российской экономики, что потребовало принципиальных изменений лесного законодательства. 

С 1 января 2007 года был введен в действие новый Лесной кодекс Российской Федерации, утвержденный Президентом РФ 4 декабря 2006 г. Важные правовые нормы, обеспечивающие практическое применение Лесного кодекса РФ, были установлены в Федеральном законе от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации». Сам кодекс носил рамочный характер и для реализации установленных норм потребовалось принятие около 70 подзаконных актов федерального уровня. В кодексе даны отсылки к 22 федеральным законам. Такая структура документа внесла неразбериху и непрозрачность в регулирование лесной сферы, что, в свою очередь, обусловило гигантские масштабы злоупотреблений и безнаказанное истребление лесных ресурсов в обход действующим законам. В Лесном кодексе нашли отражение также такие малоконструктивные идеи, как поддержка более крупного и консолидированного бизнеса, дана экономическая характеристика леса как сырьевого ресурса и впервые был законодательно прописан принцип платности использования лесов, закреплялись либерализация природопользования, децентрализация в управлении лесным фондом, ослабление административных и усиление договорных методов регулирования в сфере лесопользования, а также переход на экономические методы и рыночные механизмы использования лесов и воспроизводства лесных ресурсов. Подробнее об истории развития лесного законодательства см. здесь: https://lektsii.org/3-40607.html

Экспертное мнение о недостатках Лесного кодекса 2006 года:

- «Новый ЛК РФ: последняя попытка»Статья опубликована на сайте журнала "Лесозаготовка. Бизнес и профессия". Автор: В. Петров, д.э.н., порфессор

- «О недостатках Лесного кодекса РФ (федерального закона No 200-ФЗ от 4 декабря 2006 г.)»Автор: Ярошенко А.Ю., координатор лесной программы Гринпис России

Следствием недостатков правового регулирования лесной отрасли стало значительное отставание по показателям развития:в мировом объеме продукции ЛПК лишь 3% приходятся на долю нашей страны. Россия значительно уступает таким странам, как Финляндия (8,4%), Швеция (10,1%), Америка (12,7%) и т. п. Подробнее о необходимости новой стратегии для развития лесопромышленного комплекса: на сайте Российской газеты -Экономика Северо-Запада № 140(8194) в  статье: "Лесные тренды"Автор: Алексей Михайлов (30.06.2020).

В 2018 году на законодательном уровне распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2018 г. No 1989-р была  была утверждена "Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года" и внесены изменения в Лесной кодекс принятием Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 538-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий". (Принят Государственной Думой 19 декабря 2018 года. Одобрен Советом Федерации 21 декабря 2018 года).

Как вскоре показала практика, принятая Стратегия в ряде своих положений не соответствовала реалиям развития мирового рынка и современным вызовам. В корне неверным является заложенное в Стратегии потребительское отношение к российским лесам в основном как к источнику сырья. Этот устоявшийся подход обесценивает лес, превращая его лишь в постоянно потребляемый ресурс, однако любой лесной массив является как носителем определенной экосистемы, так и объектом культурного наследия. Не отвечает документ и требованиям климатической повестки. Глобальное потепление ведет к ежегодному повышению пожароопасности в лесах и влечет за собой необходимость перемен в области лесовосстановления и санитарных мероприятий. В экономическом плане ошибочным оказался прогноз, согласно которому место главных экспортных товаров на мировом рынке должны были занять целлюлоза и пиломатериалы, в то время, как на деле темпы производства целлюлозы заметно снизились на фоне заметного роста производства тарного картона. Данный сценарий в Стратегии 2018 года даже не рассматривался: увеличение производства картона в документе обозначено минимальными цифрами: с 2,6 млрд. долларов по экспорту в 2020 году до 3,6 млрд. в 2024-м. Подробнее: здесь 

В конце сентября 2020 г. президент РФ Владимир Путин провел в режиме видеоконференции совещание по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса. Назревшее кризисное положение в лесном хозяйстве немогло не обратить на себя внимания руководства страны. Менять сложившуюся ситуацию  Президент потребовал жестко и последовательно.  В. Путин: «То, что там происходит, вообще ни в какие ворота не лезет. Нужно повышать качество государственного лесного надзора, в целом необходимо создать условия и прочную основу для уверенного роста и развития отрасли. И главенствующий принцип здесь, к сожалению, остается: любой ценой взять объемы, а после хоть трава не расти. И не растет – ни трава, ни лес не растет. Потому что повсеместной практикой стали так называемые серые схемы выделения лесных участков, ну и вообще жульничество процветало так, как никогда, расхищение 

В рамках так называемой "регуляторной гильотины", направленнной на сокращение числа законов и подзаконных актов, связанных с реализацией Лесного кодекса от 2006 года, и упорядочение нормативно-правовой и законодательной базы в этой области,  Правительство РФ постановлением от 28 июля 2020 года № 1132 отменило с 1 января 2021 года большинство действующих важных нормативных правовых актов лесного хозяйства. В общей сложности этим постановлением отменены 62 нормативных правовых акта, и еще 19 признаны утратившими силу (все с 1 января). В ряду прочих отменены,  например, Правила заготовки древесины, Правила ухода за лесами, Правила лесовосстановления, разнообразные правила использования лесов для осуществления предусмотренных Лесным кодексом РФ видов деятельности, типовые договора купли-продажи и аренды, Порядок проведения лесопатологических обследований и т.д.

К 1 декабря 2020 года кабинет министров  обязал федеральные ведомства разработать десять из тринадцати законопроектов, направленных на реформу лесной отрасли. Подробнее: в  статье "13 законов спасут российский лес. Когда их примут", опубликованной 10.11.2020 на сайте https://kurer-sreda.ru,  в статье «В Госдуму внесен проект о защите российского леса», автор: - Татьяна Замахина, опубликованной 12.11.2020 на сайте "Российской газеты" и в статье “Изменения в лесном законодательстве с 2021 года”, автор - Сехина Мария Александровна, опубликованной 28.12.2020 на сайте "Народный СоветникЪ"  

СкачатьЛесной кодекс Российской Федерации (с изменениями на 22 декабря 2020 года)

В интервью “Российской газете” заместитель руководителя Рослесхоза Иван Советников отвечает на вопросы: «Что изменится в лесной отрасли и какие новые возможности появятся для честного заработка для людей и компаний», «Как будут отслеживать древесину с помощью QR-кодов» и др. Подробнее в:  статье «Деньги нужны чаще», автор - Алексей Дуэль, опубликованной 21.12.2020 на сайте "Российской газеты" - Федеральный выпуск № 288(8342) и в  статье  “Госдума приняла закон о единой системе учета сделок с древесиной», опубликованной 20.01.2021 на сайте ТАСС.


Новости и события
Утверждена "дорожная карта" по применению экоматериалов в строительстве
11.01.2022

Дорожная карта утверждена распоряжением Правительства РФ от 20 декабря 2021 №3719-р

Климатические риски развиваются
11.01.2022

Экономический ущерб от погодных катаклизмов 150 млрд долларов в 2021 г.

Будет ли китайская Олимпиада углеродно-нейтральной?
11.01.2022

Пекинский смог может помешать "зеленой" Олимпиаде в Китае