Группа Брэдли Шлаггара (Bradley Schlaggar) из Вашингтонского университета сумела создать универсальную шкалу, отражающую нормальное развитие мозга с взрослением человека. Для этого авторам публикации пришлось провести томографирование мозга 238 человек в возрасте от 7 до 30 лет. Ученые обращали внимание на степень взаимодействия различных отделов головного мозга между собой. Известно, что в детстве, когда мозг находится в активной стадии развития, наиболее тесно между собой взаимодействуют отделы, находящиеся поблизости друг от друга, тогда как в зрелом возрасте активно взаимодействовать между собой начинают уже относительно удаленные друг от друга отделы.
Авторы исследования провели детальный математический анализ полученных данных о 13 тысячах функциональных нервных соединений мозга. Из этого числа было выбрано 200 соединений, активность которых исчерпывающим образом отражает зрелость головного мозга.
Теперь, зная эту зависимость и возраст пациента, ученые могут выявить отклонения в развитии, соответствующие различным типам расстройств - например, аутизму или синдрому дефицита внимания и гиперактивности.
Несмотря на то, что сканирование мозга с помощью функциональной магнито-резонансной томографии уже не первый год активно применяется для диагностики расстройств и нарушений развития у детей, часто даже серьезные отклонения остаются нераспознанными. Это происходит из-за того, что не всегда одному и тому же типу расстройств соответствует одно и то же нарушение структуры головного мозга.
Тестирование же функциональных связей мозга, разработанное учеными, является прямым методом диагностики его расстройств. Благодаря этому врачи смогут на ранних стадиях выявлять зарождающиеся болезни и начинать лечение заблаговременно.
Авторы статьи уверены, что их метод найдет широкое применение, несмотря на относительную дороговизну процедуры сканирования, так как для составления точного диагноза требуется всего пять минут работы.
"Красота этого подхода заключается в том, что он позволяет выявить различия в развитии детей с разными типами расстройств работы головного мозга", - сказал Шаггар, слова которого приводит пресс-служба университета.
Кроме того, с помощью данного метода можно выявлять и наблюдать детей, находящихся в группе риска, задолго до проявления у них симптомов того или иного умственного расстройства.
"Когда у части из них впоследствии все же начнется развитие недуга, накопленные данные будут чрезвычайно важны как с точки зрения лечения пациентов, так и с точки зрения предсказания риска развития заболеваний у других детей", - подытожил ученый.