Основные действующие законы и нормативные акты, регулирующие сферу инноваций и биотехнологии
Распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2024 года №2103-р « О создании Научно-технологического центрабиоэкономики и биотехнологий», разработки которого будут применяться в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике и других сферах экономики. Центр будет функционировать в форме объединения (консорциума), без образования юридического лица. В его состав войдут восемь научных учреждений. Среди них – Институт биоорганической химии им. академиков М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова РАН, Институт цитологии и генетики Сибирского отделения РАН, Всероссийский научно-исследовательский институт сельскохозяйственной биотехнологии, Институт теоретической и экспериментальной биофизики РАН. Головной научной организацией нового центра станет НИЦ «Курчатовский институт».
Указ Президента РФ № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации" от 07.05.2024 г.
Пояснение к ФЗ № 448-ФЗ от 28.11.2018
Работа над законом продолжалась в течение нескольких лет. Его отсутствие длительное время тормозило развитие возобновляемых источников энергии и производство биоэтанола как экологичного вида топлива. Законом вводится понятие "биоэтанол", под которым понимается денатурированный этиловый спирт, произведенный из пищевого и (или) непищевого сырья растительного происхождения, денатурация которого осуществляется с соблюдением требований, установленных законом о госрегулировании этилового спирта, и содержащий не более 1% воды.
Положения закона регулируют производство и оборот биоэтанола, используемого в качестве компонента автомобильного бензина высокого экологического класса. Определяется порядок лицензирования производства, хранения и поставок биоэтанола; вводится запрет на производство предприятиями, осуществляющими выпуск биоэтанола, этилового спирта из пищевого сырья. Вводятся нормы, согласно которым действие закона о госрегулировании производства и оборота этилового спирта не будет распространяться на производство и (или) оборот автомобильного бензина, произведенного с добавлением этилового спирта или спиртосодержащей продукции и соответствующего техническому регламенту Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", утвержденному решением комиссии Таможенного союза.
Лесной кодекс Российской Федерации (с изменениями на 22 декабря 2020 года)
Распоряжение Правительства РФ от 03.11.2018 г. No 2381-р «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части развития микрогенерации» и назначении официального представителя Правительства Российской Федерации при его рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации».
Пояснение к ФЗ № 180-ФЗ от 23.06.2016
Государство имеет право запретить ввоз ГМ-продуктов питания в Россию Т.е. ГМО можно продавать, но не производить, т.к. право государства установить запрет на ввоз ГМО, предназначенных для выпуска в окружающую среду, и (или) продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы может быть реализовано только после изучения воздействия таких товаров на человека и природу. Поэтому формально ввозить в Россию продукты питания с ГМО можно.
Разрешено: После принятия закона с новой силой разгорелась дискуссия о пользе и вреде ГМО. Защитники закона в целом стоят на позиции его авторов: опасность ГМО для окружающей среды и человека не доказана не потому, что ее нет, а только из-за недостаточности проведенных исследований и возможной значительной отсроченности негативного воздействия, следовательно, по их мнению, ГМО лучше запретить. По данным ВЦИОМ, в 2015 году за запрет ГМО выступали 82% россиян. Противники закона ссылаются на недоказанность вреда ГМО и говорят о том, что за длительный период с момента начала исследований в 1970-е годы о влиянии ГМО на человеческий организм выявить негативные эффекты генно-модифицированной продукции на здоровье людей так и не удалось. В то же время, запретительный закон затормозит развитие инноваций в сельском хозяйстве, отбросит отрасль на годы назад и сделает ее менее конкурентоспособной.
Стратегия устойчивого развития сельских территорий в Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 г. №151-р)
Технический регламент Таможенного союза. ТС 013/2011 “О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту” (с изменениями на 02.12.2015 г.)
План мероприятий (“Дорожная карта”) “Развитие биотехнологий и генной инженерии” (утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.07.2013 г. №1247-р)
«Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года» (утверждена Правительством РФ 24.04.2012 г. № 1853п-П8)
Письмо Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.04.2006 № 0100/3572-06-32 «О совершенствовании надзора за пищевыми продуктами, содержащими ГМО»
Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 №200-ФЗ (ред. от 12.03.2014)
Федеральный закон от 26.03.2003 г. No 35-ФЗ «Об электроэнергетике»
Приказ Госстандарта России от 01.08.2002 № 175 О создании Технического комитета «Биологическая безопасность пищевых продуктов, кормов и товаров народного потребления и методы ее контроля» Госстандарта России на базе Института физиологии растений им. К. А. Тимирязева РАН
Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184 "О техническом регулировании"
Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2000 № 14 "О введении Положения о порядке проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы пищевых продуктов, полученных из генетически модифицированных источников", а также "Методических указаний «Медико-биологическая оценка пищевых продуктов, полученных из генетически модифицированных источников»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.1999 № 12 «О совершенствовании системы контроля за реализацией сельскохозяйственной продукции и медицинских препаратов, полученных на основе генетически модифицированных источников»
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
Федеральный закон от 23.08.1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»
ГОСТ Р 52349-2005 Продукты пищевые функциональные. Термины и определения
Федеральный закон от 17.02.1995 № 16-ФЗ «О ратификации Конвенции о биологическом разнообразии»
Извлечения из базовых государственных документов по развитию биотехнологий в Российской Федерации
(материалы документа "Извлечения из базовых....." одготовлены Обществом биотехнологов России им. Ю.А. Овчинникова для Круглого стола в Государственной Думе РФ “О совершенствовании законодательного обеспечения развития биотехнологий в рамках реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию”, состоявшегося 6 марта 2014 г.)
Полезная информация!
- Достижения синтетической биологии и регуляторная политика государства". Ремедиум. – 2020. – № 4-5-6. – С. 79-86. DOI: 10.21518/1561-5936-2020-4-5-6-79-86.
- Синтетическая биология – современные вызовы и проблемы биобезопасности." – Мировая экономика и международные отношения. – 2019. – Т. 63(12). – С. 77-83. DOI: 10.20542/0131-2227-2019-63-12-77-83.
- Куракова Н.Г., Петров А.Н., Цветкова Л.А. "Развитие постгеномных технологий в Российской Федерации: барьеры и риски". Менеджер здравоохранения. – 2018. – №7. С. 56-67
- https://moluch.ru/archive/167/45389/
- ГМО в России - Наука, Общество и Закон". Acta Naturae. 2016, Т. 8, № 4 (3), С. 6-15.
- Вопросы правового обеспечения научно-технической и инновационной деятельности". По материалам парламентских слушаний, "круглых столов" и расширенных заседаний Комитета государственной думы по науке и наукоемким технологиям. Издание Государственной Думы, М. 2014
- Воронин Б.А. "Правовое регулирование развития биотехнологии в Российской Федерации". Аграрный вестник Урала. 2013, № 6(112), С. 80-81.
- Государственная политика в области биотехнологии Франции, Германии и Великобритании: сравнительный анализ". Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012, №6(1), С. 269-274
- <span .="" 02.02.2015="" 02.07.2013="" 02.12.2015="" 03.12.2008="" 04.12.2006="" 05.02.2007="" 05.03.2013="" 07.12.2011="" 09.05.2005="" 10.01.2002="" 11.07.2011="" 14.03.2009="" 14.07.2008="" 15.10.2020.="" 18.07.2011="" 18.07.2013="" 18.12.2006="" 184="" 19.07.2011="" 2011="" 2020="" 2030="" 21.="" 21.11.2011="" 22.08.2004="" 23.07.2008="" 23.07.2013="" 24.06.2008="" 25.06.2012="" 26.06.2007="" 27.12.2002="" 27.12.2009="" 28.12.2013="" 29.12.2004="" 29.12.2010="" 30.12.2008="" 31.12.2005="" 57095-2016="" a="" href="" n="" style="" font-size:"="" target="" _blank""="">Тропина Д.В., Малова А.Р. "Совершенствование правового регулирования в области генно инженерии и биотехнологии в целях обеспечения биологической безопасности Российской Федерации". Право. С. 278-283