Университеты Америки – как это работает

18.02.2010
Интеллектуалы и власть

Рэндалл Коллинз 

Главная сила университетов Америки заключается в том, что их много, они разнообразны и имеют сложную организацию и различные источники финансирования.

В отличие от многих других стран, в США нет центральных государственных университетов. Многие университеты получают денежные гранты от федеральных властей, но в основном они присуждаются отдельным ученым за их исследовательские проекты, благодаря чему университет получает часть выделенных средств на административные расходы. Это делает известных профессоров очень влиятельными. И когда они переходят из одного университета в другой, их влиятельность позволяет им рассчитывать на достойное отношение.

Государственные университеты есть во всех штатах, между ними существует конкуренция. Обычно каждый штат хочет иметь несколько видов государственных университетов: а) элитный государственный университет, ориентированный на исследовательскую работу, – например, университет штата Калифорния, университет штата Мичиган; б) массовые неэлитные университеты; в) каждый из этого множества университетов имеет многочисленные филиалы – например, Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, Калифорнийский университет в Беркли, Калифорнийский университет в Сан-Диего; г) муниципальные университеты – например, Сити-колледж Нью-Йорка; д) колледжи с двухгодичными образовательными программами для студентов, не добирающих баллов, достаточных для поступления в более престижные университеты. Все эти различные виды университетов обеспечивают рабочие места преподавателям (которые обычно получают свои степени в более элитных университетах). Таким образом, неэлитные университеты косвенно поддерживают элитные.

Подобным образом обстоит дело с религиозными университетами. Поскольку в США нет государственной церкви, различные конфессии стремятся открыть свои собственные университеты. Такие университеты есть во всех штатах, и их содержат практически все конфессии.

Наиболее престижными университетами в США считаются частные – Гарвард, Йельский, Принстонский, Стэнфордский, Чикагский университет, Университет Дьюка, Университет Пенсильвании (несмотря на название, этот университет частный – крупный государственный университет в штате называется Государственный университет Пенсильвании).

Их престиж обусловлен и тем, что это старейшие университеты в стране, и тем, что они изначально были связаны с высшим классом, и поэтому преемственность элитного статуса задается составом студентов. На протяжении многих десятилетий они могли привлекать на работу самых выдающихся профессоров. Они также успешно привлекали исследовательские гранты и становились центрами бюджетного финансирования.

Коммерческие университеты. Они появились относительно недавно, их авторитет невысок. Например, Университет Феникса – своего рода недорогая вечерняя школа для студентов, которые хотят получить определенные профессиональный навыки.

Различные виды университетов – государственные, религиозные, частные – периодически стремятся подражать друг другу. Например, католические университеты не так сильно упирают на вопросы религии и нанимают профессоров, которые не являются католиками. Многие традиционные протестантские университеты стремятся стать светскими.

Американские университеты могут обеспечить свою независимость, потому что у них есть многочисленные источники финансирования:

– государственные гранты (прямое государственное финансирование государственных университетов, а также исследовательские гранты и гранты на стипендию студентам);

– студенческие взносы, которые также помогают обеспечить определенную независимость от государственного контроля;

– благотворительные пожертвования – от состоятельных людей, корпораций, выпускников. Для богатых людей это вопрос престижа – выделять деньги университетам. Наиболее известным университетам присвоены имена их основателей (Гарвард, Йель, Стэнфорд, Дьюк). В других случаях имя богатого спонсора увековечивают, называя его именем один из корпусов университета;

– довольно распространенным источником средств является спорт. В XX веке вдруг оказалось, что университет может стать знаменитым, имея успешную футбольную или баскетбольную команду. Университет может получить огромные доходы от продажи билетов на игры, от продажи прав на телевизионную трансляцию, от продажи одежды со спортивной символикой и т.д. За пределами США спорт отделен от школы. Поэтому такой источник доходов больше нигде не существует. Неожиданным следствием этого оказался тот факт, что в США наиболее популярными университетами стали не те, где высокий уровень образования, а те, у которых наиболее успешные спортивные команды.

* * *

В силу множества источников дохода ни бизнес, ни правительство не контролируют университеты в полной мере. В этом залог автономности университетов. Как это преобразуется в интеллектуальную продуктивность и интеллектуальное доминирование в мире? Во многих областях американские университеты борются за привлечение самых известных и продуктивных профессоров, и, как правило, они в состоянии предлагать им большее жалование и большую независимость для реализации своих идей.

Другой ключевой момент – внутренняя структура: американские университеты имеют множество профессоров в каждой области. Это отличается от традиционной европейской системы – «на каждую специальность по одному профессору». Американские университеты стремятся создавать крупные кафедры со многими профессорами в одной области: это смещает центр власти от руководства университета к кафедрам. Таким образом, кафедры становятся центрами инноваций.

Американская система заняла лидирующие позиции в мире после Второй мировой войны. Отчасти это произошло из-за уничтожения университетов Германии (нацистами и войной). Соединенные Штаты извлекли из этого выгоду, приняв на работу лучших профессоров-эмигрантов. Многие сегодняшние американские профессора являются их учениками.

Но 1945 год был также тем временным рубежом, когда образование в американских университетах стало массовым: процент молодежи, обучающейся в университетах, возрос с 10 до 60 процентов на сегодняшний день. Это обусловило потребность в большем количестве университетов, преподавателей и, следовательно, в структурах, поощряющих инновации. В противоположность этому, например, французские университеты были ограничены централизованной структурой. А британские университеты, хотя и обладали большой долей внутренней автономии, попадали под все большее давление правительства как едва ли не монопольного источника финансирования.

* * *

Американские университеты сейчас испытывают некоторые кратковременные затруднения. С тех пор, как элитные университеты стали получать немалые денежные пожертвования от частных лиц, они стали крупными игроками на фондовом рынке; поэтому в связи с рыночным спадом экономического кризиса последних двух лет, многие университеты стали составлять более консервативные бюджеты. Но так как это только один из источников доходов, я не думаю, что это сильно повлияет на их автономность.

В естественных науках существовало тесное сотрудничество между бизнесом и университетами в деле реализации специфических исследовательских проектов. Некоторые критики возмущались, что это заставило университеты забыть об идеалах стремления к знаниям, и толкнуло их в стяжательство. Такое давление существует, но есть и уравновешивающие факторы: важность удержания известных профессоров на одном факультете, что благоприятствует чисто интеллектуальной деятельности. Тем более, что великое открытие или теория все еще является лучшим способом приобрести известность. Также многие университетские профессора проявляют собственную инициативу найти своим открытиям коммерческое применение. Пример этому: бум биотехнологий последних лет. Поэтому не следует считать, что исследовательская деятельность университетов целиком и полностью определяется запросами бизнеса. Более того, многие высокотехнологичные предприятия стали напоминать университетские городки. Они имитируют университетский стиль.

Не стоит преувеличивать интеллектуальный монополизм американских университетов в мире. В более интеллектуальных областях, таких как философия, литература и социология, мировой интеллектуальный центр последние 50 лет, вероятно, находился в Париже. Так сложилось благодаря уникальной комбинации элитных французских университетов, издательского и медиа-бизнеса, политического центра, мира искусств – отсюда знаменитые «французские мыслители», такие как Сартр, Леви-Стросс, Бурдье, которые приобрели широкую известность за пределами университетов.

Подобной структуры приобретения известности в самых разных областях нет в США – и американские интеллектуалы часто жалуются на это. Вашингтон является политическим, но не главным интеллектуальным центром; Нью-Йорк и Лос-Анджелес являются медиа-центрами, а также там есть несколько хороших университетов, но эти города – не столицы и не они доминируют в университетском мире. Крупные университеты расположились в Бостоне, Чикаго, Сан-Франциско, Филадельфии, и многих меньших по размеру городах, таких как Принстон или Нью-Хейвен.

http://www.russ.ru/pole/Velikaya-obrazovatel-naya-derzhava


Новости и события
Первые роботы (ксеноботы) из живых клеток используют клетки лягушки
20.01.2020

Ученые из Университета Вермонта с помощью особых алгоритмов модифицировали стволовые клетки лягушки и создали из них первых «ксеноботов» – сгустки клеток, способные к самоорганизации и даже к транспортировке мельчайших грузов.

Создан революционный метод генной терапии
14.01.2020

Ученые из немецкого Галле-Виттенбергского университета разработали методику выполнения генной терапии прямо внутри тела, без предварительной работы с дефектными клетками в лаборатории.

Кирпичи из переработанного мусора в десять раз лучше обычных
23.12.2019

В дочерней компании Университета Хериота-Уатта создали новый экокирпич под названием K-Briq, на 90% состоящий из переработанных строительных материалов и мусора с места сноса старых конструкций.