Выяснен молекулярный механизм развития болезни Паркинсона

30.07.2010
Ученые выяснили детальные биохимические процессы, приводящие к развитию болезни Паркинсона, поражающей главным образом людей в возрасте, исследование может привести к появлению лекарств от этого недуга, который на данный момент не поддается излечению, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Nature 29 июля.

Причиной паркинсонизма является массовая гибель определенного типа нервных клеток головного мозга, вырабатывающих гормон дофамин. Этот гормон является нейромедиатором и служит для возбуждения активности нейронов. Гибель клеток, выделяющих этот гормон в определенных долях головного мозга, приводит к тому, что человек теряет способность инициировать движения своего тела и сохранять равновесие. Кроме того, развитие болезни сопровождается постоянным тремором мышц.

Авторы публикации - группа ученых во главе с Бинвэем Лу (Bingwei Lu) из Стэнфордского университета в США - впервые выявили причины, вызывающие перепроизводство в этих клетках, называемых дофаминэргическими, определенного типа белков, которые и приводят к их массовой гибели. Этот тип белковых молекул важен на стадии роста организма, когда происходит активное деление нервных клеток. Во взрослом организме, имеющем уже сформировавшиеся и не делящиеся нервные клетки, эти белки являются избыточными.

Как показали ученые, к перепроизводству этих белков приводят нарушения в работе специфических молекул, так называемых микроРНК, которые оказывают влияние на работу клеточного аппарата белкового синтеза. Эти молекулы, открытые совсем недавно, являются очень короткими цепочками РНК, не несущими на себе какой-либо информации. Их функции в организме еще до конца не установлены, однако ученым уже известно, что, присоединяясь к другому типу РНК - информационным или матричным РНК (мРНК, иРНК ), несущим на себе информацию о строении белковых молекул, которые клетке необходимо синтезировать, - мРНК оказывают влияние на ход этого синтеза и могут его либо замедлять, либо ускорять.

В своей работе с модельными животными - мухами дрозофилами, несущими в своей ДНК мутации, наиболее часто встречающиеся у людей с прогрессирующей болезнью Паркинсона, - ученые выявили два конкретных белка, перепроизводство которых могло вызывать гибель дофаминэргических клеток. После этого ученые, базируясь на структуре этих молекул, определили типы микроРНК, способные оказывать влияние на ход их синтеза в клетке. В ходе дальнейших работ исследователи сумели показать, что влияние на активность этих микроРНК, называемых let-7 и miR-184, сказывается на интенсивности синтеза белковых молекул в клетке. Если эту активность снизить, то прежде выявленные белковые молекулы начинают производиться в клетках ускоренными темпами, что приводит к дегенерации дофаминэргических клеток и проявлению у мушек признаков развития болезни Паркинсона.

Кроме того, ученые показали, что мутация, имевшаяся у экспериментальных мушек и встречающаяся у больных болезнью Паркинсона, приводит к неправильной работе одного из ферментов в клетке, который и затрагивает механизм работы микроРНК.

"Это первая исследовательская работа, которая позволила проявить ключевую роль микроРНК в нейродегенеративном заболевании", - сказал Лу, слова которого приводит пресс-служба Медицинского центра Стэнфордского университета.

Ученые полагают, что им потребуется от пяти до десяти лет на то, чтобы разработать лекарство, предотвращающее гибель дофаминэргических клеток и развитие симптомов паркинсонизма. Уже сейчас в фармацевтических компаниях проходят тесты новых противораковых препаратов, некоторые из которых после определенной модификации могут быть использованы и для борьбы с болезнью Паркинсона, так как воздействуют на те же самые белковые молекулы.

МОСКВА, 29 июл - РИА Новости.

Более 52% крупных организаций страны внедряют искусственный интеллект в своей деятельности
17.01.2023

Зам. Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко принял участие в церемонии подписания соглашения о сотрудничестве между бизнесом и государством по «дорожным картам» высокотехнологичных направлений, в том числе по искусственному интеллекту.

Соглашение по развитию высокотехнологичного направления «Технологии новых материалов и веществ»
17.01.2023

До 2030 г. по четырём направлениям (композиты, редкоземельные металлы, аддитивные технологии, цифровое материаловедение) предстоит разработать почти сотню новых продуктов.

Денис Мантуров посетил международный форум InnoFood 2022
29.09.2022

форум InnoFood 2022 – главная площадка диалог государства и бизнеса по актуальным вопросам FoodTech.