В Арктике обнаружены самые древние бактерии

22.09.2010
Ученые на арктическом дне обнаружили самые древние бактерии, которые имеют, возможно, самый длинный жизненный цикл из известных науке организмов: период спячки этих существ длится до 100 млн лет.

Кейси Хьюберт из Университета Ньюкасла (Великобритания) и его коллеги наткнулись на бактерий при изучении биологической активности в осадочных породах морского дна у берегов норвежского острова Шпицберген. Учёные ожидали найти организмы, которые процветают в холодной воде, но погибают при высоких температурах, сообщает Компьюлента.

Пик активности микроорганизмов пришёлся на 20 град.С, но затем они начали снова входить в раж при 40 град.С, и второй пик пришёлся на 55 град.С. Совершенно неожиданно в осадке обнаружились споры теплолюбивых микробов, которые проросли, когда температура приблизилась к 50 град.С.

Взгляд на генетические последовательности термофилов показал, что они тесно связаны с бактериями тёплых экосистем с пониженным содержанием кислорода, которые можно найти в глубинах океанической коры или подземных нефтяных резервуарах.

По мнению Хьюберта, восходящие потоки могут выхватывать клетки из их глубоких горячих ниш и доставлять в арктические воды. Там они впадают в спячку в ожидании лучших условий, но на это могут уйти все 100 млн лет. Столь длительный срок жизни способен объяснить, каким образом термофилам удалось колонизовать глубины биосферы.

Геомикробиолог Джон Паркс из Кардиффского университета (Великобритания) полагает, что существует альтернативное объяснение: «Примерно за миллион лет совершается круговорот океана через океаническую кору. Вместе с жидкостью в отложения попадают и микроорганизмы».

www.focus.ua