Идентифицирован ключевой механизм географической атрофии, основной причины слепоты

15.02.2011
Коллектив исследователей во главе с офтальмологом Джайакришной Амбати из Университета Кентукки (США) открыл молекулярный механизм, задействованный в географической атрофии — основной причине неизлечимой слепоты в современном мире.

Географическая атрофия (ГА) вызывает смерть клеток в сетчатке; расстройство характерно для последних стадий «сухого» типа макулярной дегенерации. В настоящее время не существует эффективных способов лечения ГА, а причины её неясны.

Возрастная макулярная дегенерация (дегенерация жёлтого пятна) поражает около 10 млн пожилых американцев и вызывает слепоту у миллиона с лишним человек.

Г-н Амбати и коллеги обнаружили, что накапливание токсичного типа РНА под названием Alu RNA вызывает смерть клеток сетчатки у пациентов с ГА. В здоровом глазу фермент Dicer разлагает частицы Alu RNA. Когда уровень Dicer сокращается, контрольная система становится короткозамкнутой, что вызывает чрезмерное накопление Alu RNA. В конечном итоге это приводит к смерти сетчатки.

Элементы Alu составляют удивительно большую часть — около 11% веса — человеческого генома, включая более миллиона последовательностей. А поскольку об их функции мало что знали, их называли «мусорной» ДНК, или частями «тёмного» генома.

Учёные разработали два потенциальных метода терапии, направленных на предотвращение ГА, и продемонстрировали эффективность обоих, используя лабораторные модели. Первый способ предусматривает увеличение уровня Dicer в сетчатке путём «сверхэкспрессии» фермента, а второй предлагает блокирование Alu RNA с помощью препарата, который связывается с токсичной субстанцией и разрушает её.

В Великобритании поданы патентные заявки на обе технологии. В конце текущего года команда Джайакришны Амбати готовится начать клинические исследования.

Результаты исследования опубликованы в выпуске журнала Nature от 6 февраля.

Подготовлено по материалам ScienceDaily.

Более 52% крупных организаций страны внедряют искусственный интеллект в своей деятельности
17.01.2023

Зам. Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко принял участие в церемонии подписания соглашения о сотрудничестве между бизнесом и государством по «дорожным картам» высокотехнологичных направлений, в том числе по искусственному интеллекту.

Соглашение по развитию высокотехнологичного направления «Технологии новых материалов и веществ»
17.01.2023

До 2030 г. по четырём направлениям (композиты, редкоземельные металлы, аддитивные технологии, цифровое материаловедение) предстоит разработать почти сотню новых продуктов.

Денис Мантуров посетил международный форум InnoFood 2022
29.09.2022

форум InnoFood 2022 – главная площадка диалог государства и бизнеса по актуальным вопросам FoodTech.