Устойчивая к антибиотикам супербактерия не опасна для Индии

11.04.2011
Новая супербактерия с геном NDM-1, который делает ее устойчивой ко многим видам антибиотиков, не представляет опасности для жителей индийской столицы, заявили представители департамента здравоохранения страны.

NDM-1 - ген, который живет в бактерии и заставляет ее вырабатывать специальный фермент, разрушающий самые сильные антибиотики. Ген с легкостью переходит от одной бактерии к другой и ученые опасаются, что вскоре NDM-1 перейдет на бактерии, вызывающие серьезные заболевания, и сделает их устойчивыми к антибиотикам, благодаря которым у пациента есть шанс на спасение.

Ген NDM-1 (метало-бета-лактамаза 1 из Нью-Дели) был обнаружен британскими учеными в бактериях, полученных из образцов воды в Нью-Дели. "Пробы были взяты в лужах и водопроводной воде в радиусе 12 километров от центра Нью-Дели с 26 сентября по 10 октября 2010 года", - говорится в статье исследователей, опубликованной в медицинском журнале Lancet.

По мнению ученых, распространение супербактерии может привести к возникновению неизлечимых форм холеры, дизентерии и других болезней.

"Наличие в природных образцах из Нью-Дели бактерий с NDM-1 несет серьезные последствия для жителей города, которые пользуются городской системой водоснабжения и канализации. Международное исследование устойчивости, забор природных образцов и проведение клинических анализов должны стать приоритетом", - говорится в статье.

Индийские эксперты не согласились с доводами британских ученых, сославшись на отсутствие клинических подтверждений выводов об опасности данного гена. "Обнаружение в природной среде бактерий с геном NDM-1 является малозначимым открытием, поскольку отсутствует клиническая или эпидемиологическая связь результатов в месте забора образцов", - сообщил журналистам директор Индийского совета медицинских исследований Вишва Мохан Каточ.

По его мнению, аналогичные бактерии существуют во всем мире. "Это одна из миллионов бактерий в природе. Они развили устойчивость к лекарственным препаратам, потому что им надо выживать в своей среде. Такие бактерии есть во всем мире и не представляют большой угрозы здоровью", - сказал Каточ.

Он пояснил, что в столичной больнице имени Сира Гангарама, которая расположена в районе забора образцов "воды с супербактерией", на протяжении двух лет на устойчивость к антибиотикам были проверены 2 тысячи беременных женщин, и ни у одной из них не было проблем.

Директор главного управления медицинских услуг Ракеш Кумар Шривастава согласился с коллегой, но признал, что чрезмерное использование антибиотиков в Индии приводит к возникновению устойчивых к их действию бактерий, и политику в области применения антибиотиков надо менять.

"Правила применения антибиотиков существовали всегда. Раньше они содержались в больничных правилах борьбы с инфекцией. Стерилизация и правильное использование антибиотиков являются главными поводом для беспокойства. Мы планируем ограничить использование некоторых препаратов", - сказал Шривастава.

По сообщениям мировых СМИ, в Японии в начале сентября 2010 года был зафиксирован первый случай заражения человека бактерией с геном NDM-1, которую не может уничтожить ни один антибиотик. Заболевание, вызываемое этим вирусом, опасно для людей с ослабленной иммунной системой и, прежде всего, для пациентов больниц. Симптомы заболевания проявляются только через несколько дней, и человек может долгое время не знать о том, что он болен.

Бактерии с геном NDM-1 распространяются в Великобритании, Франции, Бельгии и других европейских странах, а также в США, Канаде и Австралии. Многие из заболевших жителей этих стран ездили в Индию или Пакистан. До сих пор эта бактерия встречалась только в странах юго-восточной Азии.

Более 52% крупных организаций страны внедряют искусственный интеллект в своей деятельности
17.01.2023

Зам. Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко принял участие в церемонии подписания соглашения о сотрудничестве между бизнесом и государством по «дорожным картам» высокотехнологичных направлений, в том числе по искусственному интеллекту.

Соглашение по развитию высокотехнологичного направления «Технологии новых материалов и веществ»
17.01.2023

До 2030 г. по четырём направлениям (композиты, редкоземельные металлы, аддитивные технологии, цифровое материаловедение) предстоит разработать почти сотню новых продуктов.

Денис Мантуров посетил международный форум InnoFood 2022
29.09.2022

форум InnoFood 2022 – главная площадка диалог государства и бизнеса по актуальным вопросам FoodTech.