"Невидимая рука" российской системы здравоохранения

28.11.2012
Модернизация системы здравоохранения невозможна без взаимодействия государственной системы и бизнеса. И главным индикатором эффективности этого взаимодействия, должна быть удовлетворённость конечного потребителя.

"Здоровье людей и модернизация этой, доставшейся нам ещё с советской системы, системы здравоохранения – действительно, задача довольно сложная.

И хотя целый ряд федеральных программ, региональных реализуется (в последние годы модернизация здравоохранения, много делается государством в этой области), но ни для кого не секрет, что люди не удовлетворены ни количеством, ни качеством медицинских услуг.

Действительно, когда мы хотим пойти к врачу, зачастую просто не понимаем, к кому пойти. И те многочисленные законодательные изменения, которые сейчас происходят и в работе медицинских учреждений, и в фармацевтике и в других областях, так или иначе связанных со здравоохранением, они не всегда понятны людям, и конечный результат этих реформ.

Мы здесь ищем своё место, а вся эта площадка - эта точка взаимодействия общественности, бизнеса, государственной системы, отталкиваясь от конкретных проектов. И сегодня целый пул такого рода проектов мы рассматриваем и готовим.

Но если говорить не снизу, а сверху, всё-таки, то для нас приоритет - это не реформа конкретных учреждений, не только, и не столько ввод каких-то технологий, хотя это тоже очень востребовано. Это удовлетворённость конечного потребителя, в первую очередь там, где этот человек живет. Это не обязательно столица.

Мы говорим об инвестиционном климате, мы говорим о развитии бизнеса. Но это, очевидно, невозможно без того, чтобы в каждом конкретном городе была хорошая поликлиника с хорошими и понятными услугами для тебя самого и для твоих близких, и родных, хороший детский сад, хорошая школа – всё, что связано с социальной средой. Хорошее - это и содержание услуг, и внешний имидж.

Об этом говорил президент Путин - о том, что наши социальные заведения должны иметь другой имидж. Это возможность для себя оценивать и прямо влиять на оказание этих услуг. Я не буду говорить про работу учреждений, потому что оно может быть частным, может быть государственным.

В здравоохранении этот процесс больше продвинулся, чем в других отраслях социальной сферы. Но вот такой прямой возможности, как пожаловаться, у нас практически на сегодня нет.

Один из проектов, который мы планируем в следующем году запустить – это система общественного контроля и система рейтингов оказания социальных услуг и работы социальных учреждений.

В первую очередь, это коснётся бюджетных учреждений для того, чтобы учесть технологию краудсорсинга, например, каждый из нас мог осознанно оценивать, и влиять на то, что происходит.

И вторая сторона – это возможность выбрать и понять, к какому врачу тебе пойти. Я не могу сегодня зайти в Интернет и посмотреть какой-то понятный, прозрачный рейтинг, например, стоматологов в своём регионе, или каких-то других специалистов - просто чтобы выбрать – это, зачастую, ситуация вслепую.

Мне кажется, мы должны отталкиваться от такого рода задач, а потом цепочкой смотреть, что нужно изменить в системе, чтобы эти услуги оказывались сегодня, именно такие, какие востребованы. Хотя есть и много других острых моментов.

У нас по некоторым оценкам до 35 миллионов вообще не охвачены медицинской помощью: в первую очередь, в небольших посёлках, на селе. И развитие, например, фельдшерско-акушерских пунктов нового поколения, в том числе построенных не на том, чтобы поставить в каждую деревню томограф или какую-то ультразвуковую систему, а есть дистанционные системы современные, которые отработаны прекрасно за рубежом: в Японии, Корее, Европе.

Есть такой общий фонд оборудования. Оно по запросу может быть направлено в ту точку, где оно нужно - дорогое современное оборудование. Во многих ситуациях вместе с врачом, который имеет соответствующую сертификацию и умеет этим пользоваться. А не тиражирование этих объектов.

Такого рода решения могли бы существенно изменить ситуацию. И сегодня мы видим, что бизнес готов в это вкладываться. Конкурентные условия в здравоохранении для этого давно уже созданы, и возможности, в том числе, и для бизнеса - наравне с госорганизациями участвовать в заказе.

Но, тем не менее, в очень большом количестве нормативных актов сегодня есть ограничения, которые просто не позволят это делать. Это во многом касается системы регулирования, которая замкнута у нас только на Министерстве здравоохранения.

И мы считаем, что один из важнейших приоритетов – это развитие саморегулирования со стороны врачебного сообщество и со стороны бизнеса, которые теми или иными вопросами здесь занимаются. И здесь, мне кажется, ключ к реальным изменениям - через такие механизмы."

Владимир Яблонский

Источник: russia.ru


Новости и события
Более 52% крупных организаций страны внедряют искусственный интеллект в своей деятельности
17.01.2023

Зам. Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко принял участие в церемонии подписания соглашения о сотрудничестве между бизнесом и государством по «дорожным картам» высокотехнологичных направлений, в том числе по искусственному интеллекту.

Соглашение по развитию высокотехнологичного направления «Технологии новых материалов и веществ»
17.01.2023

До 2030 г. по четырём направлениям (композиты, редкоземельные металлы, аддитивные технологии, цифровое материаловедение) предстоит разработать почти сотню новых продуктов.

Денис Мантуров посетил международный форум InnoFood 2022
29.09.2022

форум InnoFood 2022 – главная площадка диалог государства и бизнеса по актуальным вопросам FoodTech.