Ученые: грибы производят биотопливо намного эффективнее

28.11.2012
Американские и израильские биотехнологи в режиме реального времени проследили за тем, как ферменты грибов и бактерий разлагают волокна целлюлозы – основы растительной биомассы, и пришли к выводу, что грибы справляются с этой задачей быстрее и эффективнее, чем их конкуренты.

На сегодняшний день биологи вывели несколько штаммов кишечной палочки и других бактерий, способных превращать растительное сырье или другую органику в биотопливо.

Во многих случаях исследователи добивались успеха, однако в подавляющем числе случаев  эффективность таких бактериальных “мануфактур” намного ниже минимально допустимых значений для их коммерческого применения.

Группа ученых под руководством Ши-Ю Дина из Национальной лаборатории возобновляемой энергии в городе Голден (США) проследила за тем, как грибы разлагают волокна целлюлозы, и опубликовала результаты своей работы в статье в журнале Science.

Как отмечают биотехнологи, грибы принадлежат к небольшому и закрытому “клубу” организмов, способных разлагать целлюлозу – основной компонент древесины, не прибегая к помощи бактерий.Геном грибов содержит в себе “инструкции” по синтезу ряда уникальных ферментов, способных расщеплять макромолекулы целлюлозы на относительно короткие цепочки.

Дин и его коллеги предположили, что эти вещества могут поспорить в эффективности с аналогичными расщепителями целлюлозы, которые используют “топливные” бактерии. Они проверили эту гипотезу при помощи особого набора из нескольких электронных микроскопов, позволявших следить за реакциями разложения целлюлозы в режиме реального времени.

В качестве подопытных ученые избрали двух представителей соперничающих царств живых существ – бактерию Clostridium thermocellum и гриб Trichoderma reesei. По словам биологов, эти организмы придерживаются совершенно разные стратегии разложения целлюлозы.

Источник: wordscience.org