Биологи потеряли "молекулу памяти"

31.01.2013
Проводя опыты на мышах, нейробиологи установили, что протеинкиназа М-дзета (PKM-ζ), белок еще известный как «молекула памяти», в действительности никак не связан с ее формированием и поддержанием. Краткое содержание обеих публикаций, появившихся на страницах журнала Nature, передает Nature News.

Представление ученых о «молекуле памяти» было основано на опытах, в которых им удалось стереть воспоминания крыс, заблокировав при помощи специального пептида-ингибитора ZIP на некоторое время работу PKM-ζ. Введение этого пептида в различные области головного мозга, которое было выполнено непосредственно перед стимулом-напоминанием, приводило к тому, что ранее выработанный условный рефлекс исчезал у животных.

Авторы двух новых статей обратили свое внимание, что все научные публикации, в которых была исследована роль PKM-ζ, проводились с применением именно ингибитора ZIP. Тогда ученые решили воспроизвести подобный эффект, удалив ген самой PKM-ζ из генома животных, не прибегая к помощи пептида.

Как выяснилось, удаление «гена памяти» у трансгенных мышей не влияло на запоминание ими новой информации. Этот эффект можно было бы объяснить некой компенсацией - выполнение роли PKM-ζ в ходе развития каким-то другим белком. Однако, аналогичное отсутствие влияния на память было замечено и у тех мышей, у которых ген из генома был удален уже во взрослом возрасте, когда практически невозможна полная компенсация.

Примечательно то, что ингибитор ZIP на память трансгенных мышей и контрольных животных оказывал одинаковое действие. Таким образом, создаваемый им эффект стирания воспоминаний оказался связан вовсе не с ингибированием PKM-ζ, как предполагалось ранее, а с действием на какие-то еще неизвестные мишени.

Источник: itword.org

Первые роботы (ксеноботы) из живых клеток используют клетки лягушки
20.01.2020

Ученые из Университета Вермонта с помощью особых алгоритмов модифицировали стволовые клетки лягушки и создали из них первых «ксеноботов» – сгустки клеток, способные к самоорганизации и даже к транспортировке мельчайших грузов.

Создан революционный метод генной терапии
14.01.2020

Ученые из немецкого Галле-Виттенбергского университета разработали методику выполнения генной терапии прямо внутри тела, без предварительной работы с дефектными клетками в лаборатории.

Кирпичи из переработанного мусора в десять раз лучше обычных
23.12.2019

В дочерней компании Университета Хериота-Уатта создали новый экокирпич под названием K-Briq, на 90% состоящий из переработанных строительных материалов и мусора с места сноса старых конструкций.