Основным критерием выбора была скорость развития, помноженная на потенциальную значимость технологии в будущем. Последнее - вопрос прогнозов и поэтому заведомо субъективная величина. В обзор не попали многие существенные технологии в силу ограниченного объема.
Начнем с информационных технологий. Их больше всего, и они в целом развивались быстрее других. Особенно это касается интерфейсов. Самое радикальное среди них - BCI или «интерфейсы мозг-компьютер». Университеты Питтсбурга и Джонса Хопкинса провели исследования на приматах и людях со вживленными под черепную коробку датчиками. Это технология носит название электрокортиграфии (EcoG). Проекты финансировались Национальными институтами здоровья США и Агентством передовых оборонных исследований (DARPA). Потенциал у них огромный, т.к. они могут в принципе стереть грань между компьютером и человеком и положить начало новым существам, чей мозг напрямую интегрирован в компьютер.
К подобным же по потенциалу проектам следует отнести Avatar Ergo Sum, в рамках которого у испытуемых индуцировалась иллюзия выхода из собственного тела. Они использовали HMD - шлем со стереоскопическими очками, создающий виртуальный мир. В качестве курьеза напомню о глиноподобных интерфейсах, которые можно лепить. Они были разработаны в Технологическом институте Массачусетса.
Следующая технология или, точнее группа технологий - это управление боевыми роботами. В 2012-ом компания Dreamhammer заявила о проекте единой операционной системы для боевых роботов Ballista. Эта попытка унифицировать управление боевыми роботами говорит о довольно высоком развитии этой сферы, столкнувшейся с необходимостью унифицировать и свести воедино стандарты данных и ускорить обучение персонала управления боевыми машинами. Излишне объяснять, что когда боевые роботы станут обычным средством ведения войн и, тем более, когда они встанут на вооружение правоохранительных органов, наш мир сильно изменится. Компания iRobot, выпускающая роботы-пылесосы Roomba и Scooba (кстати неплохой подарок на Новый год за 300 долларов), в этом году так же выпустила нового боевого робота Warrior 710.
Stuxnet, Duqu, Wiper, а в этом году Flame - это названия вирусов, поражавших компьютеры и сети в мировых масштабах. Они выводили из строя производственные объекты в Иране и крали огромное количество информации с компьютеров по всему миру. Изощренность этих вирусов, созданных, скорее всего профессиональными хакерами на службе у госструктур, говорит об одном - компьютерная война стала реальностью. Ее «партизанская составляющая» - атаки хакеров на крупные компании и госучреждения напрямую затрагивают потребителей. Можно ожидать, что вирусные и ботовые средства войны будут активно совершенствоваться и, приходится заметить, что системы компьютерной обороны пока заметно отстают.
Полиция Лос-Анжелеса в этом году получила систему компании-стартапа PredPol, базирующим свои разработки на исследованиях университетов Калифорнии и Санта-Клары. Эта система компьютерных предсказаний, у которых огромное будущее не только в сфере предсказания мест и характера будущих преступлений на основе большого количества исторических данных, но и во многих других областях, где человеческой памяти и скорости доступа к информации не хватает. Компания Platinum Blue Music Intelligence, например, с 85% точностью берется предсказать, станет ли вновь записанная песня хитом. Причем она работает не на исторических данных, как многие программы машинного обучения, а на основе выделенных доминант восприятия музыки. Face.com использует алгоритмы машинного обучения того же класса для области, которую следует выделить в отдельную категорию.
Klik - бесплатная программа для мобильника, узнающая людей, которые попадают на камеру телефона. Узнавание лиц здесь лишь основа, а сфера применения этой технологии в социальных сетях открывает целый ряд возможностей. Не только личное мобильное устройство, но и огромная компьютерная сеть теперь может отслеживать миллионы человек, которые попадают в кадр чьей-то камеры. Это целое Эльдорадо для рекламных агентств, сыщиков и преступников. Чтобы очертить потенциальное влияние этой технологии на будущее, достаточно представить себе, что везде, куда бы вы не шли, вас будут знать в лицо. Это, кстати, уже и происходит: во многих метрополитенах мира установлены системы распознавания лиц с камер слежения.
Схожую задачу, но другими средствами решают мобильные технологии точной локализации в пространстве по местным сетям. Компания Broadcom, например, выпускает чипы, которые определяют положение по сигналам местных сетей WiFi и BlueTooth. ShopKick использует для этих же целей ультразвук с установленных в магазинах и других помещениях точек. Сами телефоны часто оснащаются датчиками, о которых далеко не все знают. Они часто могут определять и записывать высоту, а по датчикам движения определять местоположение там, где нет никаких сетей, даже сотовых.
Дмитрий Крылов
Источник: golos-ameriki.ru