Израильский генетик: ашкеназы - потомки хазар

31.01.2013
Эран Эльхайк - молодой израильский ученый, специализирующийся в области популяционной генетики, - считает, что сумел разрешить споры о происхождении восточно-европейского еврейства и доказать: главными предками ашкеназов были древние хазары, именно хазарская составляющая доминирует в сложной мозаике «ашкеназских генов».

К этому выводу израильский генетик, ныне работающий в США, пришел в результате сложного анализа и сопоставления генетических данных ашкеназов и современных кавказских народов, в хазарском происхождении которых никто не сомневается. Эльхайк даже вычислил, что доля «хазарской составляющей» в генотипе центрально-европейских евреев достигает 38% - ни один другой компонент генетической мозаики такого веса не достигает. Что касается евреев-сефардов, то их биологическое родство с ашкеназами практически не прослеживается, так как доля «средиземнорского компонента» в геноме ашкеназов очень мала.

Выводы Эльхайка противоречат всем прежним заключениям популяционной генетики о происхождении восточноевропейских евреев. Однако молодой ученый заявляет, что его предшественники не столько искали научную истину, сколько старались доказать научно свои собственные априорные взгляды: «сначала они пускали стрелу, а потом рисовали мишень там, куда она попала».

Результаты исследования Эйльхайка, опубликованные в декабре в оксфордском научном журнале Genome Biology and Evolution, заинтересовали корреспондента Haaretz Офера Эдрата, который рассказал об открытиях Эльхайка широкой публике. Журналист пытался получить комментарии от израильских историков и генетиков, но не преуспел - как пишет Эдрат, все они под разными предлогами отказались что-либо говорить о работе Эльхайка и «хазарской гипотезе» вообще.

Единственным, кто с радостью согласился дать комментарий, оказался историк Шломо Занд, автор нашумевшей книги «Когда и как был изобретен еврейский народ», в которой уделено важное место хазарскому каганату как «исторической родине» европейского еврейства. Занд не читал работу Эльхайка и не считает, что она может что-то объяснить в истории еврейского народа - точно так же, как и труды других генетиков. Историк полагает, что поиск общих биологических предков того или иного народа - занятие непродуктивное и опасное. Именно этим занимались ученые в нацистской Германии, напоминает Занд. Ученый видит насмешку истории в том, что прежде людей, считающих евреев «особой расой», называли антисемитами, - теперь же антисемитами именуют тех, кто так не считает.

Источник: news.israelinfo.ru