Крылья стрекозы вдохновили ученых на создание нанопокрытия

04.12.2013
Бактерицидное кремневое нанопокрытие ученым помогли создать особые «наностолбики», расположенные на крыльях стрекозы, которые борются с бактериями и другими патогенами. Сведения опубликованы в журнале Nature Communications.

Ученые не прекращают поиски принципиально новых способов борьбы с паразитами и с насекомыми-вредителями, которые постепенно вырабатывают устойчивость к пестицидам. Так, например, в апреле текущего года биологи представили оригинальный способ борьбы с такими паразитами, как постельные клопы, обнаружив на листьях турецких бобов очень острые волоски. Это растение жители Балкан используют с давних времен для защиты от кровососов.

Группа австралийских исследователей из Технологического университета Суинберна в Хауторне изучала структуру и строение крыльев стрекоз вида Diplacodes bipunctata, которые обитают преимущественно в Австралии и Океании. С помощью электронного микроскопа ученым удалось  обнаружить на поверхности крыла насекомого множество столбиков микроскопических размеров.

На крыльях стрекоз отсутствовали бактерии, и это позволило авторам предположить, что эти «наностолбики», возможно, разрушают оболочки микробов, попадающих на их поверхность. Свою гипотезу специалисты проверили экспериментальным путем, проследив за поведением различных патогенов, оказавшихся на крылья.

Как выяснилось, столбики действительно уничтожали практически все штаммы бактерий и грибков. Тогда ученые вспомнили об аналогичной структуре, которой обладает поверхность так называемый «черный кремний» — наноматериал, состоящий из кремниевых цилиндров, применяемый в качестве покрытия при изготовлении сверхэффективных солнечных батарей.

Авторы статьи считают, что данному покрытию присущи примерно такие же бактерицидные свойства, что и его природному «аналогу». Открытие теперь позволит «черный кремний» применять в качестве антибактериального покрытия для различных медицинских и лабораторных инструментов и приборов.

Источник: globalscience.ru