Климатическая стратегия Архангельского ЦБК как мировой эталон

19.04.2022

Почему опыт комбината может быть востребован сейчас российскими компаниями

Эксперт Международного центра устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО, основатель и генеральный директор компании «КарбонЛаб» Михаил Юлкин о том, как и почему стратегическая активность декарбонизации Архангельского ЦБК (АЦБК) оказалась не только лучшей мировой практикой в отрасли, но и сможет послужить живым российским примером управления климатическими рисками и реализации соответствующих выгод для других компаний.

АЦБК впервые обратился к теме углеродного следа и управления выбросами парниковых газов еще в 2001 году. Свою первую климатическую стратегию до 2012 года комбинат принял в 2004 году и тогда же представил ее на полях климатического саммита (девятой конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата). Стратегия предусматривала абсолютное сокращение выбросов парниковых газов на 12% от уровня 1990 года при ожидаемом росте производства на 8%. Тогда АЦБК был единственной российской компанией, по доброй воле взявшей на себя обязательство сократить выбросы парниковых газов, и это вызывало неподдельный интерес и уважение к нему не только у его торговых партнеров, кредиторов и инвесторов, но и у широкого круга наблюдателей и стейкхолдеров в Европе и мире.

Цель была достигнута. Это подтвердила независимая уполномоченная организация, проводившая верификацию данных о выбросах парниковых газов комбината за 1990 и 2012 годы. А незадолго до этого комбинат принял новую климатическую стратегию — до 2020 года. В ней была поставлена более амбициозная цель — сократить выбросы на 30% от уровня 1990 года. И эта цель тоже была достигнута — с опережением графика.

К разработке климатической стратегии на период до 2030 года АЦБК подошел вооруженный не только предыдущим успешным опытом, но и серьезной научной методой, основанной на разработках и рекомендациях SBTi — международной онлайн-платформы, созданной для оказания методической помощи бизнесу в формировании целей по сокращению выбросов парниковых газов в соответствии с выводами современной науки и требованиями Парижского климатического соглашения 2015 года. Прежде чем поставить новую цель, были проведены десятки сценарных расчетов, выполнен подробнейший анализ возможностей и потенциала сокращения выбросов с учетом имеющихся и перспективных технологий, резервов ресурсо- и энергосбережения, использования альтернативных, в том числе вторичных и возобновляемых, видов топлива и источников энергии, а также лучшей мировой и отечественной практики. Были предложены подходы к определению внутренней цены на выбросы парниковых газов исходя из экономической оценки связанных с ними рисков для бизнеса компании, включая политико-правовые, регуляторные, рыночные и технологические риски. При этом использовались рекомендации TCFD — рабочей группы по вопросам раскрытия финансовой информации, связанной с изменением климата (создана Советом по финансовой стабильности G20 в декабре 2015 года).

Результаты этой работы позволили определить не только цель, но также стратегию и план действий по сокращению выбросов от деятельности комбината. Помимо прямых и энергетических косвенных выбросов новая цель впервые включает в себя выбросы вверх по цепочке поставок, что предполагает контроль за входящими выбросами и взаимодействие с поставщиками топлива, сырья и материалов по вопросам управления выбросами. Цель до 2030 года — сокращение на 55% прямых и энергетических косвенных выбросов от базы 1990 года и сокращение на 20% выбросов вверх по цепочке поставок от базы 2015 года (см. график).

Красивая цифра 55% в качестве целевого показателя сокращения выбросов парниковых газов к 2030 году появилась в стратегии АЦБК на два года раньше, чем в стратегии ЕС. Евросоюз принял эту цель в июне 2021 года, а Архангельский ЦБК — в конце 2019 года. Причем цель ЕС включает в себя поглощение углекислого газа в процессе земле- и лесопользования, а в стратегии АЦБК она относится только к выбросам и не включает поглощение. Таким образом, текущая климатическая стратегия АЦБК не просто соответствует лучшей мировой практике, каковой, по общему признанию, является европейская «Зеленая сделка», но в своих ключевых компонентах предвосхищает и превосходит ее. Для комбината, который принадлежит австрийской группе «Палп Милл Холдинг», кредитуется в Европе и продает значительную часть своей продукции на европейском рынке, это не просто важно. Помимо репутационных комбинат получает от этого и ощутимые экономические выгоды, включая доступ к бюджетам крупнейших европейских покупателей, кредитным ресурсам крупнейших банков и капиталам ведущих мировых инвесторов. А это дорогого стоит.

В 2021 году ООН признала климатическую стратегию АЦБК лучшей мировой практикой в отрасли, что выводит деятельность комбината в климатической сфере на уровень мирового эталона. Это согласуется с тем, что комбинат много лет возглавляет климатический рейтинг CDP в России и занимает одну из верхних строчек в мировых климатических хит-парадах в своей отрасли.

Сегодня на фоне происходящих в России и мире драматических событий все это может показаться мелким и несущественным. По мнению многих, российским компаниям надо прежде всего думать о выживании, адаптации к новым тотальным ограничениям, а не о глобальной климатической повестке и выбросах парниковых газов. Но это впечатление обманчиво. Периоды турбулентности и связанные с ними кризисные явления глубоко, порой смертельно ранят, но быстро (по историческим меркам) проходят. Пройдет и нынешний кризис.

Бизнес не может просто потерять это время и остановиться в своем развитии. Чтобы сохранить форму и иметь возможность потом, когда морок развеется, вернуться на мировые рынки во всеоружии, подготовленными, конкурентоспособными и занять там достойное место, нужно считывать глобальные тренды и просчитывать связанные с ними риски и возможности, в том числе связанные с климатом и набирающей обороты декарбонизацией мировой экономики. И нужно иметь собственную стратегию декарбонизации, которая отвечает этим трендам.

В конце концов, происходящие драматические события не вытеснили тему глобального изменения климата и экзистенциальных климатических рисков на периферию сознания покупателей, кредиторов и инвесторов. Наоборот, эксперты отмечают, что эта тема стала еще более актуальной и горячей, а процессы декарбонизации экономики во многих странах, являющихся торгово-экономическими партнерами России, на фоне происходящих событий значительно ускорились.

С этой точки зрения опыт АЦБК безусловно полезен. Но не в том смысле, что его можно взять и перенести на другие компании. Он интересен прежде всего как пример выработки долгосрочной стратегии развития компании с учетом и в контексте глобальной климатической повестки и связанных с ней рисков и возможностей. Он интересен как первый российский пример, который официально, на уровне ООН признан лучшей мировой практикой. Наконец, он интересен тем, что это не хрестоматийный пример из учебника по ESG, а действующий пример, с которым можно познакомиться и пообщаться вживую. Здесь и сейчас.

Автор: Михаил Юлкин, основатель и генеральный директор компании «КарбонЛаб» 

31.03.2022

Источник: КОММЕРСАНТ    https://www.kommersant.ru/doc/5282811


Новости и события
Более 52% крупных организаций страны внедряют искусственный интеллект в своей деятельности
17.01.2023

Зам. Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко принял участие в церемонии подписания соглашения о сотрудничестве между бизнесом и государством по «дорожным картам» высокотехнологичных направлений, в том числе по искусственному интеллекту.

Соглашение по развитию высокотехнологичного направления «Технологии новых материалов и веществ»
17.01.2023

До 2030 г. по четырём направлениям (композиты, редкоземельные металлы, аддитивные технологии, цифровое материаловедение) предстоит разработать почти сотню новых продуктов.

Денис Мантуров посетил международный форум InnoFood 2022
29.09.2022

форум InnoFood 2022 – главная площадка диалог государства и бизнеса по актуальным вопросам FoodTech.