Наджинг (nudging, подталкивание) — косвенное подталкивание человека (индивида) или потребителя к определённому поведению через создание стимула.
Если человека принуждать к определённому поведению, то это может вызвать сопротивление. Использование маркетинговой стратегии на принципах наджинга позволяет мягко подталкивать, указывать и стимулировать к ответственному потреблению.
Выделяют бессознательные и сознательные подталкивания:
- Бессознательные подталкивания — это такие подталкивания, при которых человек не подозревает об оказываемом на него влиянии.
- Сознательные подталкивания видны человеку, на которого они направлены. Они заставляют человека сделать шаг назад и лучше оценить решение, которое он принял.
Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) считает наджинг одной из значимых стратегией, помогающих достичь Целей устойчивого развития (ЦУР). Подталкивая людей к отказу от чрезмерного потребления, к сбережению воды и энергии, и в целом формируя устойчивую модель экологического поведения, можно внести значительный вклад в борьбу с изменением климата.
Привлекательность наджинга в его дешевизне, так как уловки, подталкивающие человека к нужному выбору часто связаны с изменением способа представления возможных опций выбора, а не с перестройкой инфраструктуры или покупкой нового оборудования. Например, небольшой университетский факультет в Великобритании может сэкономить более 1 000 фунтов стерлингов в год, если будет выключать свет каждый вечер, а подталкивание к достижению этой цели может быть очень недорогим – например, напечатать объявления с напоминаниями и повесить их на выключатели.
Источник
❔Ещё примеры:
♻Эко-маркировка
На сайте интернет-магазина, покупателям было предложено выбрать буррито: с говядиной, с курицей или вегетарианское. Участников эксперимента поделили на три группы: одним показывали товары с эко-маркировкой, второй группе показывали, что вегетарианские буррито пользуются наибольшим спросом у покупателей и третьей группе показывали сайт без маркировок. Треть участников, которым было предоставлено меню без этикетки о популярности товара или эко-маркировки выбрали буррито с говядиной. Однако этот показатель снизился до 29% для тех, кто видел меню с маркировкой о популярности товара («социальный наджинг»), и до 16% для тех, кто видел меню с экологической маркировкой. Участники эксперимента положительно оценили эко-маркировку: 90% участников поддержали идею эко-маркировки, по сравнению с 52% участников, поддержавших этикетку о популярности товара. Эко-маркировка и этикетка о популярности товара эффективно влияют на выбор более экологичных продуктов питания, и, хотя обе этикетки дают положительные результаты, эко-маркировка оказалась наиболее эффективной.
Источник
🍽 Уменьшение размеров тарелок в университетской столовой
Исследование Zero Waste Scotland показало, что студенты являются худшими из всех возрастных групп в том, что касается растраты продуктов во время приема пищи. В среднем они выбрасывают продуктов на 273 фунта стерлингов в год. Исследование показало, что основной причиной большого количества пищевых отходов является то, что люди кладут себе на тарелку больше еды, чем могут съесть. В университетских столовых и кафетериях университета St Andrews уменьшили размер тарелок, чтобы сократить количество отходов и сподвигнуть студентов на более разумное потребление продуктов питания. Удаление из столовой подносов для еды и уменьшение размеров тарелок позволит людям избежать того, чтобы им клали больше еды, чем они хотят и могут съесть.
Источник.
😈Анти-благотворительность
Регуляторные меры правительства Италии по сокращению продажи пластиковых пакетов не были успешны из-за того, что в маленьких магазинах продолжали продажу пластиковых пакетов и после запрета государством, так как продавцы не видели в этом проблему. В Наполи был проведен необычный эксперимент: в корзине, из которой покупатели доставали пластиковые пакеты рядом с кассой было приклеено объявление о том, что 0,1 евро от каждой покупки пластикового пакета идут на поддержку злейшего врага футбольного клуба «Наполи» – футбольного клуба Турина «Ювентуса». Результаты эксперимента показали, что использование пластиковых пакетов в маленьких магазинах Наполи существенно снизилось.
Люди готовы нести издержки, отказываться от покупки пакета, носить собственную сумку, лишь бы навредить общему для группы врагу – футбольному клубу «Ювентус».
Источник RAEX Sustainability